Абдулрахиы Хафиз Хорезми жил во второй половине XIV - первой половине XV вв., когда в литературе Средней Азии господствующее положение занимал персидско-таджикский язык. Поэтическое наследие Хафиза Хорезми открывает новую страницу в истории узбекской классической литературы. Находка неизвестного ранее дивана стихов поэта была самым внушительным результатом второй археографической экспедиции Государственного литературного музея им. Алишера Навои АН РУз в Индию. В хранилище музея Саларджанг в г. Хайдарабаде из 8122 рукописей только 27 написаны на тюркском языке. Рукопись, хранящаяся под инвентарным № 4298, оказалась сборником стихотворений - "Диваном" доселе неизвестного узбекского поэта Хафиза из Хорезма. При помощи индийских коллег удалось приобрести фотокопию "Дивана". Она хранится в Институте рукописей АН Руз, который создан на базе бывшего музея. Точно датировать эту рукопись трудно, так как в ней отсутствует несколько последних страниц. Судя по ее палеографическим особенностям, она, несомненно, относится к XV в. В каталогах, историко-литературных сочинениях, изданных в Узбекистане и за рубежом, отсутствуют какие-либо сведения о Хафизе из Хорезма. О его творчестве пока можно судить лишь по единственному, но достоверному факту - существованию "Дивана". Настоящее имя Хафиза Хорезми устанавливается по семи газелям на персидско-таджикском языке за подписью "Рахим" или "Абдуррахим". Вероятно, стихи подписаны именем молодого поэта, еще не избравшего себе псевдонима. Будучи патриотом и горячим поборником родного языка и литературы, поэт хотел в своих стихах стать достойным преемником великого Хафиза Ширази, дать своему народу литературу на родном языке. Ты петь Хафиза попроси лишь на наречье тюрок,- Хафиз Ширазский на фарси пропел иное слово! Только зрелый мастер мог осмелиться сопоставлять свое творчество с творчеством Хафиза Ширази. Хафиз Хорезми, как и персидско-таджикский поэт Хафиз, большую часть жизни провел в Ширазе. Прогрессивный характер мировоззрения обоих поэтов, их философские взгляды и гуманистические устремления, их творческий метод и высокое мастерство свидетельствуют, что они жили и творили в одну эпоху, в одинаковой общественно-политической и культурной среде. Можно утверждать, что Хафиз Хорезми впервые в литературе создал условия для развития поэтических традиции Хафиза Ширази уже на узбекской почве и проявил себя как художник, существенно обогативший жанр газели. Рукопись "Дивана" Хафиза Хорезми, найденная г. Хайдарабаде, состоит из 586 страниц. Она, судя по почерку, бумаге и чернилам, была написана в Ширазе в первой четверти XV в. и содержит 9 касыд, 3 тарджибанда, 1 таркиббанд, 1 мухаммас, 1 марсия, 1052 газели, 2 мустазада, 31 кытъа, 12 рубаи. В целом поэтически наследие Хафиза Хорезми насчитывает 18632 бейта. Хафиз Хорезми является, наряду с Лутфи, Атаи и Саккаки, представителем светской поэзии. Разумеется как и большинство поэтов того времени, Хафиз был связан с идеологией суфизма. Однако он примыкал к прогрессивному пантеистическому направлению суфийского учения и являлся, как Хафиз Ширази, Абдуррахман Джами и Алишер Напои, поборником человеколюбивых и просветительских тенденции. Он не был мистиком. Во многих газелях поэт с уважением упоминает Мансура Халладжа, убитого за свои крамольные взгляды мусульманским духовенством. Стихи Хафиза Хорезми воспевают человеческое счастье, стремление человека к свободе. В художественном отношении стихотворения Хафиза Хорезми, особенно газели, являются лучшими образцами узбекской поэзии ее раннего периода. Образы и рифмы Хафиза Хорезми свидетельствуют о высоком мастерстве поэта. Язык его прост, близок к народному, встречаются и диалектизмы. Народность - отличительная черта поэзии Хафиза Хорезми. Main ![]() |